Статьи

Интервью для Российского центра науки и культуры в Варшаве. 2020

Добрый день, Андрей.

К сожалению, сейчас мы не можем пригласить Вас представить свое творчество в Варшаве, но виртуальное пространство позволяет нам все же побеседовать и познакомить наших гостей с Вами и Вашим творчеством. До сих пор в памяти Ваш приезд с группой коллег из университета Герцена. Тогда Вы привезли потрясающую выставку от живописи и графики до текстиля.

 

Ваш выбор искусства как жизненного пути ... Всегда ли Вы знали, что хотите стать художником?

 

Любил рисовать всегда, но мечтал стать моряком. Мой папа профессиональный военный, моряк-подводник, отдавший флоту 27 лет! И я хотел быть как отец. Посещал морской клуб «ЮНГА» и готовил себя к морским походам. Но в старших классах увлечение искусством пересилило. Мне повезло. В 1978 году я поступил учиться в легендарную Ленинградскую городскую художественную школу, которая и определила мою жизнь. Теперь эта школа носит имя моего учителя Георгия Николаевича Антонова. Он был педагог от Бога! Его любовь к искусству передалась нам - его ученикам.

 

Что такое искусство в Вашем понимании?

 

Искусство это поиск гармонии. Главная задача художника – в окружающем хаосе почувствовать незримый порядок и в своих работах передать его тайную суть.

 

Андрей, Ваше творчество невероятно многогранно. Но что Вам ближе всего? Как бы Вы охарактеризовали свой стиль?

 

Я прошел школу академического реализма и изучал русский авангард. Пытаюсь использовать тот и другой опыт. Вдохновляясь натурой, стараюсь соединить условность выразительных приёмов авангарда с гармонией природных форм.

 

Какая философия стоит за Вашими произведениями? Бывает ли у вас мистическое чувство, что что-то направляет Ваше воображение и кисть?

 

Задача художника - выявить пространственно-пластические законы в безграничном разнообразии натуры. В изобразительном искусстве содержание может быть спорным, непонятным или даже отталкивающим, но ФОРМА обязана быть абсолютной, найденной, совершенной. Только тогда от этого произведения зритель получит эстетическое удовольствие.

Конечно очень заманчиво ответить, что мою кисть направляет рука Бога и я это чувствую во время работы. Но это, к сожалению, не так. Иногда работа идет легко, иногда мучительно, но когда что-то удается, «летишь» домой просветленный, счастливый и думаешь: - Хорошо бы и в следующей жизни родиться художником! :)

 

Какие исполнители, художники вдохновили Вас на начало художественной деятельности? Ваш Топ-3 современных художников.

 

В юности увидел картины Виктора Попкова и полюбил его творчество на всю жизнь. Позже заинтересовался художниками русского авангарда.

Хороших мастеров много. С большим интересом наблюдаю за творчеством земляков Ларисы Астрейн, Екатерины Кузнецовой, Александра Кондурова, Фрола Иванова.

 

Как Вы готовитесь к творческому процессу? Что или кто вдохновляет Вас на создание новых работ, не даёт покоя и возможности выпустить кисть из рук? Ваша Муза?

 

Отвоевываю у жизни свой рабочий микромир с трудом. Готовится к творческому процессу некогда. Как только появляется время бегу в мастерскую и за работу.

 

Скажите, пожалуйста, был ли такой момент, что Вы проснулись знаменитым?

 

Ответить на это вопрос могу только с шуточной интонацией. Но забавные истории были. Например, в 2018 году вышла в свет книга для детей Евгения Лукина «Историческая азбука Санкт-Петербурга» с моими иллюстрациями. Ее тираж, по нынешним временам, огромный-65000 экземпляров. Через некоторое время ее переиздали еще раз тиражом 1500 экз. По замыслу авторов этого проекта, книга стала подарком для первоклассников Санкт-Петербурга, Крыма, Гагаузии и некоторых городов Прибалтики. Посыпались звонки и письма от незнакомых людей и моих учеников, у которых дети пошли в первый класс. Они поздравляли меня и сообщали, что теперь в их библиотеке есть это издание. Было приятно. Нас, авторов книги, стали приглашать на презентации, творческие вечера и встречи с читателями. С начала это было интересно и лестно, но потом я стал отказываться, так как на это стало уходить много времени, а его и раньше-то не хватало. Но все это постепенно стало сходить на нет, и слава Богу.

Сталкивались ли Вы с проблемой «творческого кризиса»? Если «да», то что помогло Вам его преодолеть?

 На кризисы нет времени. Надо много успеть. У меня полно замыслов, надеюсь их реализовать.

Творить в тишине — это хорошо, но художникам ведь нужно общение, тусовка… Вы с этим согласны?

Термин «тусовка» подразумевает пустое времяпровождение, а вот круг общения для творческих людей нужен. Хорошо, когда есть единомышленники, те кто тебя понимает и ценит твое творчество, а ты в свою очередь, радуешься их успехам и учишься у них мастерству. У меня такие друзья есть.

Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Что Вы говорите своим студентам, кроме как работать и работать?

Да много чего говорю! Например, что в искусстве, в отличии от ремесла, каждая последующая работа дается труднее предыдущей, несмотря на приобретаемый опыт. И этому есть свое объяснение. Если ты творческий человек, то всегда новую работу стараешься сделать еще лучше, чтобы она отличалась от предыдущей. А значит, прежний опыт тебе не поможет. И к этому нужно быть готовым.

Преподавательская деятельность для Вас вторична?

Когда устраивался в университет, думал что да, но жизнь показала другое. Педагогика стала для меня таким же важным делом, как и занятие живописью. У нас на факультете есть много талантливых молодых людей, общение с которыми доставляет огромное удовольствие. Думаю, я сделал правильный выбор и нахожусь на своем месте.

Какой факт Вашей биографии вы считаете самым примечательным? Как бы вы продолжили фразу “Однажды я…”?

Когда я был совсем маленьким, мою старшую сестру родители оставляли со мной нянчиться. Конечно, ей было скучно, ведь во дворе так много подружек! Однажды... она сунула мне медовые акварельные краски, чтобы я занялся чем-то, а сама ненадолго улизнула к сверстницам. Я подумал, что это сладкие конфеты и вылизал все, что было в коробке. Когда сестра вернулась, то застала меня в полуживом состоянии. В больнице мне промыли желудок. Но, как видно, что-то осталось. И ус тех пор я всю жизнь вожусь с красками. :)

Расскажите о своём самом необычном творческом опыте? Наверняка, Вам не раз приходилось заниматься чем-то совершенно непривычным и неожиданным?

Однажды, в канун праздника 8 марта, мне позвонили с телевидения и заявили, что привезут в мастерскую Мисс Санкт-Петербурга и мисс Россия для съемок передачи «Что такое красота». Девушки, действительно, были очаровательными. Мне нужно было на камеру их нарисовать и, одновременно, делиться своими мыслями о красоте вообще и женской красоте в частности. Было весело. Но, надо сказать, что эту передачу в эфир не запустили до сих пор. :)

Прошлой весной компания CRE- International Education Technology пригласила меня в КНР для серии встреч со студентами и преподавателями университетов Поднебесной. Я должен был провести несколько мастер-классов и рассказать о художественном образовании в России. Если честно, я не очень люблю мастер-классы, но работа есть работа. 23 мая в 9:00 меня ввели в концертный зал Цзининского института. Я с ужасом увидел набитый битком зал, размером со стадион.. Студенты, профессора и ректорат пришли на просмотр сеанса. На сцене были мольберт, чистый холст, кисти, масляные краски и модель. Думаю, самая красивая студентка университета, прошедшая строгий конкурсный отбор. Переводчик мне поведал, что ведущий заявил о том, что сейчас свершится чудо - русский художник за сорок минут создаст шедевр, а именно, портрет этой юной царицы. За моей спиной располагался огромный экран, на котором с нескольких камер транслировалось многократно увеличенное малейшее движение кончика кисти. Представляете мое состояние? Потом все было как в тумане. Спустя полгода к нам в университет приезжала делегация профессоров из этого университета. Они сказали, что этот портрет висит в кабинете декана факультета искусств. Хотя, я думаю, что вряд ли он получился удачный. Настоящее искусство рождается в тишине.

Идеальный день начинается с идеального утра. Какое у Вас идеальное утро?

Когда я знаю, что у меня впереди свободный день. И я могу посвятить этот день любимому делу.

Вы живете в одном из самых красивых городов не только России, но и мира. Наверняка, Петербург всегда дает особое вдохновение. Но есть ли еще места «силы», куда еще хочется вернуться? В одной из статей о Вас я прочитала, как сильно Вас поразил остров Брач в Хорватии

Да, это удивительное место, где очень чистое и теплое море. Иногда кажется, что лодки висят в воздухе- настолько прозрачная вода!

Я люблю путешествовать. В мире очень много красивых мест. Свежие впечатления вдохновляют на работу. Это Венеция, Краков, Пекин, Кижи, Великий Устюг, Курилы, Будапешт, Берлин, Крым, провинциальные города восточной Германии и многие, многие другие места, где я был и куда хочется вернуться еще и еще.

Как Вы относитесь к современному искусству, есть ли у него своё послание, о чём оно говорит или пытается сказать?

Сейчас в искусстве нет «Большого стиля», поэтому говорить о том, что художники проводят одну общую идею, не приходится. Думаю, что во все времена искусство занимается одним и тем же - поиском гармонии.

Следите ли вы за тенденциями и модными веяниями в живописи, иллюстрации и т.д.? В последнее время, к примеру, все начали делать sketchbook-art, рисовать маркерами… Как относитесь к подобным массовым увлечениям?

Положительно. Любая форма творчества делает человека Человеком. Это счастье, посланное нам Богом! А инструменты могут быть разные - маркер, кисть, компьютерная мышка.

Как Вы думаете, сегодняшняя общая ситуация с пандемией как-то влияет на искусство? Что-то меняется или может измениться в этой области? Что происходит на арт-рынке? 

Конечно пандемия влияет, еще и как! Хотя бы потому, что в моем близком окружении умерло несколько замечательных художников. Например, мой Учитель- Елизавета Николаевна Александрова, замечательный представитель школы русского авангарда, ученица Владимира Стерлигова (ученика К. Малевича), не смогла победить эту заразу.

Сейчас многие занятия в университетах, художественных школах проходят дистанционно, а в нашей области, где знания передаются «из рук в руки», это особенно плохо. Дистанционка нас разобщает.

Что касается арт-рынка, то его в России нет. Покупка произведений искусства- это единичные случаи. И положительных тенденций в этой области я не наблюдаю. Невостребованность – самое тяжёлое испытание художнику.

Существует понятие «поколение дворников». Это поколение творческих людей, которое в 70-90-е годы, для того чтобы выжить и быть независимыми в творчестве, трудились дворниками, кочегарами, такелажниками (Гребенщиков, Шевчук, Цой, Шемякин). Сегодня эту эстафету подхватило «поколение педагогов». Благодаря этой «нише», художнику-педагогу можно заниматься творчеством, независимо от конъюнктуры и несуществующего арт-рынка.

Чем любите заниматься помимо творчества, у Вас есть хобби?

Люблю слушать бардовские песни и сам под гитару с друзьями пою песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Олега Митяева.

Ваша любимая книга? Художественный персонаж? Фильм? Спектакль? Песня? 

Люблю творчество Александра Грина, Эрнеста Хемингуэя, Владимира Набокова, Акиры Куросавы, Федерико Феллини, Валерия Тодоровского, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Андрея Макаревича - всех не перечислишь. Во время работы в мастерской все время звучит джаз. Эта музыка созвучна тому, что я делаю в своей профессии.

Что бы вы посоветовали людям, которые хотят разбираться в искусстве? С чего начать?

Думаю, надо больше смотреть, посещать музеи, выставки и судить о творчестве художника не исходя из своих представлений о том, каким оно должно быть. Надо постараться понять и принять тот «пластический язык», который Вам предлагает автор. 

Способно ли искусство изменить человека, его душу и разум ?

Несомненно, искусство развивает душу.

И вообще, с живописью жизнь «цветнее»!

 

Какие напутствия или советы Вы можете дать начинающим художникам?

Если Вы собираетесь заниматься изобразительным искусством - научитесь «думать руками».

И еще, для того чтобы художник ощущал себя счастливым, ему необходимо отказаться от двух навязчивых идей-быть знаменитым и богатым. Как только удастся преодолеть в себе эти соблазны — жизнь в творчестве будет в радость.

 

И в заключении, вопрос, который бы Вы хотели услышать и не услышали в этом интервью?

Спасибо за хорошие вопросы. Они помогли вспомнить интересные события в моей жизни и немножко разобраться в себе. Вам удачи!

Вопросы задавала Татьяна Понятовская

27.09.2020

«Письма войны» Андрея Корольчука

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталининградской битвы». 

Волгоград. 2013.

 

Тема Великой Отечественной войны одна из тех значимых для нашего искусства тем, к которым постоянно возвращаются как художники, так и организаторы различных выставок. В последние десятилетия на таких тематических выставках довольно часто можно увидеть листы из серии Андрея Корольчука «Письма войны».

 

Остров счастья в акварелях Андрея Корольчука

 Если есть на свете остров счастья, то он должен быть залит солнцем, отражающимся в переливах морской воды, в его зелени должны петь птицы, а человек – ощущать мир и покой. Именно так выглядит остров Брач, что в Хорватии, в акварелях петербургского художника Андрея Корольчука.

«Легким росчерком кисти»: ВЫСТАВКА—СО-БЫТИЕ

Обширный список выставочных центров и галерей, где демонстрировались живописные и графические работы А.А.Корольчука, в 2018 году пополнил  Духовщинский историко-художественный  музей (Смоленская обл.). Ни статус этого никому не ведомого музея, ни состав экспонируемых работ, ни вполне ожидаемый результат — отсутствие всякого резонанса — не является основанием для разговора о выставке,  как о значительном событии.

Рыцарь радуги

Клевер №13, апрель-май 2008
Рыцарь радуги
(Колористические традиции иконописи в живописи Андрея Корольчука)

© 2019 Андрей Корольчук