Клевер №13, апрель-май 2008
Рыцарь радуги
(Колористические традиции иконописи в живописи Андрея Корольчука)
Современный художник — явление исключительно сложное. Его жизнь испытывает давление многослойных сил культуры, трудностей обыденной жизни. Особенно опасен путь соблазна успехом, приносящего плоды материального благополучия и, вместе с тем, вызывающего зависть, а порой и несправедливую критику. Но еще А.С. Пушкин, пророчески обращаясь к творцам, поэтам, писал: «...хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца».
Пушкин утверждал, что истинный художник должен идти
«...дорогою свободной,
Туда, куда его влечет свободный ум,
Не требуя награду за подвиг благородный,
Усовершенствуя плоды любимых дум».
Мне представляется, что Андрей Корольчук — творец именно такого типа — свободный в своих исканиях. Он прошел все ступени современного художественного образования: художественную школу, художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Помимо этого Андрей посещал занятия группы художников, руководимой ранее В.В. Стерлиговым, создателем своеобразного стилистического направления. Корольчук не просто шагал по ступеням профессионального образования, он впитывал в себя все, что могла дать каждая из школ. Не случайно, в своей автобиографии он упоминает имена тех мастеров, которые вели его по торной дороге освоения азов и приемов изобразительного искусства, одновременно с этим, не подчиняя свою индивидуальность рамкам той или иной школы. Вместе с тем, всматриваясь в его работы, мы явственно видим, что он освоил все, чего достигло современное изобразительное искусство. Сегодня органической частью его творческой жизни является педагогическая деятельность, графический дизайн, книжная графика, станковая графика, живопись. В перечне его произведений соседствует пейзаж, портрет, жанровая живопись. Где бы ни привелось побывать художнику, везде проявляется его стремление запечатлеть увиденное и не просто зафиксировать, а дать свое философско-художественное истолкование. В этом заключается одна из магических особенностей живописца. Всем произведениям Корольчука присуща внутренняя динамичность, каждый изображаемый им предмет трансформируется, обретая своеобразие. Они заряжены особым колористическим импульсом, который определяет все цветовое построение работы. Для художника типична геометризация композиций, отмеченных четкостью линейных форм, связанных друг с другом, пересекающихся, наплывающих, или наоборот, растворяющихся в пространстве. Ряду его работ свойственна неожиданная точка зрения — перспектива, вид сверху. Даже самым земным сюжетам, Корольчук сообщает ощущение космичности, будь то интерьер дачного дома, здание фермы, среди распаханных полей, или осенний пейзаж с пожаром огненного клена, словно видимых из пролетающей ракеты. Можно сказать, что Андрею присущ взгляд, близкий Эйнштейну, его теории относительности, но воплощенной в цветоформах. Корольчук с исследовательской пытливостью всматривается во взаимосвязь предметов, форм, цвета. Он пишет об этом: «В природе, а значит, и в живописи, нет вещей, существующих отдельно. Все взаимосвязано и влияет друг на друга. Предметы как бы перетекают один в другой, изменяя свой цвет, форму, а иногда свою сущность. Понять эту внешнюю и внутреннюю связь стремились художники всех времен, передать ее — значит передать гармонию, а в этом и есть смысл живописи».
Выразить в цвете и ритмике форм восприятие музыки, дано немногим. В этом смысле, Корольчук принадлежит к числу избранных. Его акварели «Первая скрипка», «Барабанщик», «Джаз-дуэт» воплощают суть современной музыки. В «Первой скрипке» художник погружается в неодолимые потоки страсти, льющиеся водопадом, рожденные тонким смычком скрипача. «Барабанщик» ударами по натянутой коже обрушивает и смещает привычный предметный мир, в ритмических изломах которого возникает новое единство. «Джаз-дуэт» погружает в своеобразную мелодическую медитацию, в которой сливаются мягкие, «золотые» звучания саксофона и голоса певицы. Во всех 3-х музыкальных акварелях есть общее — слитность потоков цвета и ритмов, намеченных движений от задумчиво-плавных до раскатисто-громовых. В этих работах художник добивается единства образа музыканта и музыки им творимой.
Холст «Small orchestra» исполнен в сложной композиционной форме. Цветовой фокус картины отмечен ярко-алым платьем певицы, занимающим среднюю часть вертикали холста, и общей устремленностью к ней оркестрантов: виолончелиста, оттененного белым фоном, и погруженную в полутьму фигуру гитариста, перед которым распахнуты светящиеся нотные листы. Центральная часть композиции отмечена совершенно определенной замкнутостью, усиленной геометрическими пятнами, выведенными в общее колористическое поле за пределы сюжетной группы. В маленьком оркестре художник пользуется утонченными приемами сопоставления и контраста деталей, заставляя вглядываться в глубину произведения и, как бы вслушиваться в согласованные звучания таких разных инструментов.
Утонченною музыкальностью наполнены картины «Утро» и «Пряжа». Мать расчесывает волосы дочери. Ее движения преисполнены плавности и нежности. Картина воспринимается не просто как сцена утреннего туалета, в ней есть музыка любования. Кажется, что мать, расчесывая гребнем золотые волосы, настраивает струны жизни и прозрачной радости. Движения материнской руки перекликаются со светлыми переливами утреннего неба, пронизанными скрытыми лучами солнца. Волна прядей волос дочери вторит световым потокам нарождающегося дня.
Просветленная лирическая тональность окутывает фигуры двух молодых женщин — прях («Пряжа»), превращающих потоки света в прозрачные нити будущей узорной ткани. Картина отмечена гармоничностью композиции и создает впечатление тихо льющейся мелодии.
Звучание музыки запечатлено в двух родственных по композиции акварелях — «Девочка с птицей» и «Голос моря». В них для передачи вибраций вселенской музыки художник использует другой прием. Это состояние вслушивания в пение посланницы небес — певчей птицы и морской раковины — хранительницы тайн глубин водной стихии. Колорит этих звучаний утонченно запечатлен в чертах лица моделей.
Одна из самых древних и волнующих тем искусства и особенно изобразительного — тема Ангела — посланника неба. Их образы запечатлены еще в античные времена. Они помогали героям победить врагов, завоевать любовь, облегчать судьбу, преодолевать страдания. Космическое значение образа ангела восходит к библейско-евангельским сказаниям. Они предвосхищают события в личной жизни человека, в природе. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. В христианских храмах мы видим изображения ангелов на иконах и в росписях. Это небесные существа, наделенные особыми свойствами. Некоторые изображения ангелов потрясают своей силой и красотой, например, «Ангел Златые власа».
В творчестве Андрея Корольчука — это одна из сокровенных тем. Образ ангела используется художником для выражения явлений природы, в частности смены времен года. Так бронзовый «Осенний ангел», крыло которого высветлено, подчеркнуто радужным потоком, неспешно плывет и ведет за собой осень в буре многоцветной листвы. Звуки его трубы порождают колористический всплеск родственный звучанию большого симфонического оркестра. В ином музыкально-колористическом ключе решен пейзаж «Мелодия». Почти бесплотная фигура ангела уводит за собой осень, символ которой — горящее золотом дерево-свеча. Мелодия, предвещающая зиму, выражена в живописных пластах-потоках сине-голубого и розоватого цвета, написанных по диагонали, что придает композиции ощущение пространственности.
Несомненно, холст «Три ангела» навеян библейским сюжетом о явлении Троицы. Фронтальная композиция и манера живописи идут от иконописи. Преобладание сине-голубого и белого цвета подчеркивает их небесную сущность, светоносность и духовную значимость этих неземных существ. Рожденные горним светом, фигуры воспринимаются в неделимом триединстве.
Холст «Три фигуры» наполнен загадочностью, он вызывает ощущение тихого музыкального танца, в котором преобладает парение, выявленное размахом бело-голубых крыл. Используя в колорите «Трех ангелов» семицветие радуги, художник создал живописно-музыкальное произведение.
Колористически и композиционно образ ангела проступает в остановленном трепетном полете птиц в акварелях «Птицы» и «Крылья», запечатлевших вселенское мгновение формирования радуги из хаоса многоцветного полета.
В творческой философии Корольчука, воплощенной в его живописи, доминирующее значение имеет картина «Держащий радугу». Средоточие композиции — фигура ангела, как воплощение Всевышнего, возникшая из небесной сферы. Его распахнутые руки-крылья придают фигуре очертание креста, осеняющего и защищающего все сущее на земле. Фигура ангела исполнена неколебимой силы. Он держит радугу, как свод арки в небесные миры, как предвещание всечеловеческой радости. Неслучайно, радуга в библейском толковании является символом радости и надежды. «Держащий радугу» — мистическое и пророческое видение художника, по сути своей совпадающее с мыслью религиозного философа Евгения Трубецкого. «В этом видении есть не внешнее только, а внутреннее мистическое откровение, которое непосредственно окрыляет душу; это — нечто большее, чем победа света над тьмой. Радуга радует как живой образ всеединства, в котором небо и земля сочетаются в неразрывное целое». Эту целостность художник подтверждает красками земных пейзажей, повторяющих колористическую палитру радуги.
Мне хочется сказать, что Корольчуку свойственна религиозная настроенность. Она требует от художника глубины и чистоты чувства и поэтому лишена декларативности и преисполнена верой в бесконечность божественного творения.
В пещере-коконе света изображена лежащая Богоматерь с младенцем («Рождество»). Традиционный рождественский сюжет трактован художником в самостоятельном композиционном решении. Космичность события передана цветовыми волнами, окружающими пещеру, и растворяющимися во вселенских пространствах. Пламя свечи, наполняющее пещеру теплом и светом, свидетельствует о средоточии здесь всех духовных сил жизни. Отражение этого горнего света наполняет трепетную душу художника («Душа»), этот же свет освещает путь уходящего из земного бытия («Уходящий»). Живописное полотно «Отец, не уходи» дает художническое толкование мгновения вознесения души в прозрачных световых потоках в горний миры. «Отец, не уходи» — это живописная молитва.
Символичность явственно выражена в исключительных по силе образности работах «Отцовство» и «Дочки-матери». В первой запечатлено не только радостное удивление отца, в его могучем телосложении воплощена вселенская божественная сила, имя которой — любовь. В работе «Дочки-матери» передана непрерывность человеческого рода, идущая от изначального созидательного посыла Творца.
Творческие искания композиционных и колористических решений Андрея Корольчука коренятся в его органическом восприятии древней иконописи. Они служат подтверждением связи искусства с разумом и мудростью, выраженной в красоте художественных творений.
Абрам Раскин
искусствовед,
Заслуженный деятель искусств России