Статьи

Строгие формы для ярких образов.

Педагогические вести №31 Август, Сентябрь, Октябрь 2005.


ТАКОВО ПРАВИЛО ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОРОЛЬЧУКА. ОН РУКОВОДСТВУЕТСЯ ИМ В СОБСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ И СТАРАЕТСЯ ПРИВИТЬ УЧЕНИКАМ — СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. НО... СНАЧАЛА О ПРИТЧЕ, ЧТО ТАК ПОПУЛЯРНА СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ НЕ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Притча
Заказал барин художнику три портрета: его, барина, показать в важности, супругу-барыню в дородности и дочь, барышню юную, во всей красе. Заказал, а платить не хочет: "Почем, дескать, знать, хороши ли будут картины и какова им цена?". Порешили так: по исполнении каждого портрета кидать копеечку в воду. Утонет она - плоха работа и ничего не стоит, а всплывет, барин за портрет сто рублей отсчитает.
Видит художник подвох, а соглашается. Куда ему, бедному, деться? Изобразил барина, бросили копеечку в воду, пошла ко дну копеечка. Написал жену барина.
Опять копеечку в воду, и эта утонула. Третий портрет, с юной красавицы-барышни, исполнил художник. И третью монетку бросили в воду. Тонет копеечка. Потирает барин руки от жадной радости: ловко получилось - три портрета на холстах разными красками да за три копейки!
Вдруг, чудо, всплывает третья монетка, а за нею и две первые. Пришлось барину с неохотой выложить художнику двести девяносто девять рублей и девяносто семь копеек.

Под знаком Пеликана
Притча эта вспоминается каждый раз, когда с престижных аукционов доносятся вести о баснословных ценах на произведения мастеров искусства, при жизни раздавленных нищетой, непониманием и унижением. То, что труд художника сродни донорству, жизнь раскрыла перед Андреем при первых же попытках заработать хлеб насущный творчеством. Но и призвание настоящего педагога - тоже донорство. Кто бы видел, сколько сил, здоровья и умения отдают коллеги на факультете, чтобы студенты переняли эстафету альтруистского служения искусству!
Для доцента кафедры рисунка Андрея Александровича Корольчука факультет изобразительного искусства стал родным еще в ту пору, когда он назывался "худграфом". Поступив на него в 1979 году и проучившись у добрых наставников В. П. Саковича, Л. Г. Кривицкого и других шесть семестров, Андрей решил проверить себя и рискнул показать свои работы профессорам Академии художеств. Работы понравились, и он стал студентом сразу 2 курса графического факультета.
А через шесть лет, уже дипломированным специалистом, вернулся под своды "худграфа" с тем, чтобы включиться в преподавательскую деятельность.
Научить студентов считаться с критериями подлинного искусства и бережно относиться к каждому часу рисования, помочь им выстроить цепочку приоритетов - вот задачи, которые Андрей Александрович ставит перед собой каждый раз, переступая порог учебной аудитории. И одних знаний здесь оказывается недостаточно. Надо завоевывать авторитет активной творческой работой и подтверждать его участием в выставках, а их на счету Корольчука уже свыше ста пятидесяти.

Уроки Антонова
В работе со студентами Андрей Александрович руководствуется живым примером: Георгия Николаевича Антонова - директора Городской художественной школы. Под руководством этого неординарного человека, чуткого воспитателя и своеобразного живописца Андрей занимался перед тем, как поступить в институт.
До преклонных лет Георгий Николаевич был внешне по-мужски красивым, элегантным, рассудительным и справедливым. Он умел увлечь юных художников. Например, давал им прозвища, присваивая каждому в узком кругу имя великого мастера. Кого называл С. Дали, кого Энгром, а Андрея - К. Брюлловым. Эта шутливая игра воспринимались как награда, как аванс, как вера в возможности молодых художников. Кроме того, прозвища, словно ориентиры указывали, кому следует больше обращать внимание на живопись, кому на занятие графикой или лепкой. В беседах с Георгием Николаевичем заметно расширялся кругозор и мир прекрасного, мир искусства все более и более манил учеников в свои просторы.

"Письма войны"
Испытывая уважение ко всем своим учителям, а к тем, что названы, Андрей с благодарностью добавляет и преподавателей Академии - В.А. Ветрогонского, М.М. Герасимова, А.А. Пахомова, О.Ю. Яхнина, главным профессиональным рубежом, своеобразным творческим отчетом перед ними художник считает дипломную работу "Письма войны".
Эта серия литографий навеяна рассказами отца о годах Великой Отечественной, о том, с какой тревогой и надеждой в тылу ждали весточки с фронта. Старший брат в семье отца Андрея - Алексей - погиб, а младший Александр (будущий отец художника) был призван на флот и воевал подводником на Дальнем Востоке. Графическая серия объединена мотивом треугольного солдатского письма. Вот оно летит к родным с передовой, из окопов, будто подхваченное ветром, а бойцы, поднимаясь в атаку, с упорством одержимых рвутся навстречу общей победе и в неизвестность личной судьбы. Вот оно пишется в далеком тылу, чтобы перенести душевное тепло через тысячи километров к солдату - сыну, брату, любимому.
Для одних эта серия - отражение собственной молодости, незабываемых тяжелых испытаний. Для других литографии "Письма войны" - это символы героических военных лет, прочно связанных с историей нашего народа. Художественная образность всех девяти листов и их совершенное исполнение были отмечены в 1987 году медалью Академии художеств "За лучшую дипломную работу".

"Пространство Стерлигова"
С годами творческие задачи усложнялись. От внешних пластических ситуаций и увиденных в жизни сценок Андрей Корольчук стремился к углублению и усложнению образов. Поиски особенного и типичного художник рассматривает как необходимые условия для создания чеканной, монументальной формы произведения.
На эволюцию живописной манеры и стиль образного мышления заметно повлияла встреча с Елизаветой Николаевной Александровой. Через нее Андрей познакомился с эстетическим манифестом В.В. Стерлигова, талантливым продолжателем пространственно-пластических идей К.С. Малевича, а также с кругом последователей некогда опального живописца.
Собрания стерлиговцев назначаются, как правило, на среды. Художники, сначала в мастерской Е. Александровой, а позже в мастерской у М. Церуша и Л. Астрейн, показывают друг другу работы, критически оценивают их, и дружеские споры неизменно перетекают в дискуссии по актуальным вопросам современной изобразительной культуры. Итогом этих неформальных и плодотворных семинаров явилось участие в программной выставке "Пространство Стерлигова" 2001 году.
В композициях "Остров", "Маяк", "Русский город", "Паруса" очевидно возросшее мастерство. А по тому, как внешне сдержанно, лаконично исполнена композиция "Стадо", можно заключить, что художник предпочитает не растрачивать попусту радугу цветов, а сочетать их в строгой гармонии.
Акварельные листы последних лет - "Сухой букет", "Первая скрипка", "Джаз-дуэт", "Натюрморт с арбузом" и другие - основаны на больших тональных отношениях. Особое внимание при этом уделяется ритмической организации пейзажа или натюрморта. В работу впрягаются линия, силуэт, цвет. Корольчук всматривается в природу, в, казалось бы, случайный жизненный сюжет, а создает на основе этих наблюдений произведение философски осмысленное, тождественное совершенной формуле красоты. Поэтому неслучайно в 2001 году А. Корольчук был отмечен медалью Санкт-Петербургского общества акварелистов "За развитие искусства акварели".

Гитара - муза неразлучная
Желание познать, ощутить жизнь во всей ее полноте подталкивает художника к путешествиям, бесконечным разъездам по стране и за ее пределами. Возможно, страсть эта зародилась во время пленэрных практик в Череповце, когда захотелось увидеть Ферапонтово, Кириллово-Белозерский монастырь, проплыть по реке Шексне, восхититься северными просторами. В другой раз местом практики стала Грузия. В памяти навсегда останутся величественные горы, города и маленькие селения, виноградники и плантации чая.
Помимо этюдника с красками Андрей берет с собой гитару. Он овладел игрой на этом общепризнанном спутнике людей кочевых профессий еще в школьные годы. Любимые барды, чьи песни с искренним волнением исполняет художник в компаниях, это В. Высоцкий, Б. Окуджава и О. Митяев.
И в изобразительном творчестве А. Корольчука "гитарный мотив" - один из любимых. Он воплотился в пространном и вневременном цикле, аккордами в котором "звучат" композиции "Гитарист", "Этюд для Юли", "Вечер, вино, гитара". И где-то рядом с хрипотцой будто слышится голос Высоцкого:

"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!"

Эпизод
Писал как-то Андрей в Гатчине этюды. Приходят мальчики-цыганята, встали за спиной и смотрят, что у него получается. Тот, что поменьше, вдруг притворно-сиротливо за-гундосил: "Поможите, дяденька, дайте копеечку". Старший резко оборвал его: "Отстань, что не видишь, кто это?". Ушли мальчики, а Андрей остался в недоумении: "Что имел в виду его защитник?».

Н. Н. Громов

© 2019 Андрей Корольчук