Статьи

Душа, истина и свет или живопись полета. Заметки после посещения выставки Андрея Корольчука.

Петербургские искусствоведческие тетради.
Выпуск 15, СПб, АИС, Изд-во «Роза мира», 2009


Современное искусство не балует зрителя изобразительными формами, дающими возможность духовного отдохновения и просветления. Чаще нас окружают эпатирующие, шокирующие и кричащие, а порой и просто весьма сомнительные произведения. Отдых, правда, предлагается, но только лишь как телесное удовольствие, причем часто низкопробное. Но душа зрителя ищет порой светлого и истинного искусства, нуждается в нем. Выставка Андрея Корольчука, проходившая весной 2008 года в Выставочном зале Московского района, как раз и представляла собой пример такого острова чистоты искусства в нашем сумасшедшем мире.

А. Корольчук - известный петербургский художник, участник многочисленных выставок в России и за рубежом, педагог с солидным стажем. И при этом абсолютная открытость души, выплеснутой на холсты и разлившейся многообразием светлых и излучающих свет красок.

Глядя на его произведения, вновь утверждаешься в мысли о том, что главная тема искусства - красота, а основной смысл изображения любого предмета, пусть самого обыденного - проникновение в его суть. Вместе с художником мы слышим музыку дождя, ощущаем строгость и ритмичность пейзажей России, Италии, Германии, прикасаемся к красоте мира, которую, порой, сами перестаем замечать, отдаваясь, суете и будничности.

Выставка художника производила ощущение полета в некие «горные выси». Это ощущение усиливалось образом птицы. Птицы были на картинах художника, бумажные птицы, сделанные его женой и дочерью, спускались отовсюду, был там даже живой попугай - домашний любимец. И этот образ-символ очень точно соответствует творчеству мастера. Это синяя птица мечты или же птица-душа, напоминающая нам о древних славянских образах.

Впитав в себя традиции русского классического рисования и отечественного авангарда, Андрей Корольчук создал свой неповторимый и узнаваемый художественный язык, составленный из мельчайших нюансов цвета и разноплоскостности их сочетаний. Этот художественный язык создает ощущение глубины пространства на плоскости картины и одновременно дает возможность проникнуть за пределы осязаемого, материального мира в иное пространство, иной, невидимый, но ощущаемый, мир. Сам художник неоднократно говорил о том, что видит свою задачу в изображении невидимого мира. И, надо сказать, что ему действительно удается расширить границы изображаемого до необозримого пространства, где остаются уже только истина и свет.

А. Корольчук виртуозно владеет цветом, его работы - это своеобразная симфония звуков. При этом живописные работы художника ритмически насыщены за счет сочетания сегментарного структурирования изображения и четкого движения линии, создающей законченный образ. В его работах цвет основывается на тонком чувствовании линеарности изображения, когда порой оказывается достаточно лишь намека на линию и образ уже завершен.

Творчество А. Корольчука эмоционально насыщенно, что не может оставить зрителя равнодушным. Хочется обратить внимание на особый дар художника к изображению тонких эмоциональных состояний. В первую очередь это достигается через виртуозную работу с цветом, через особую трактовку цветового пятна. Последнее может строиться как пунтуалистическое пространство и вызывать нежные, легкие, порой идиллические переживания. А может соединять в себе энергичные мазки кисти, создавая ощущение внутреннего напряжения, неустойчивого равновесия мира, как на одноименной работе художника.

Особый динамизм и напряженность звучания появляются в тех работах А. Корольчука, в которые он активно вводит чистый белый цвет. За счет этого художнику удается добиться «звучания» картины, как, например, в работе «Маленький оркестрик».

Работы А. Корольчука - это особый мир. Человек здесь оказывается включенным, вписанным в мироздание. Он часть мира. Можно сказать, что он в мире, а мир в нем. В работах художника человек выступает организующим центром пространства, не покидая при этом самого пространства, а соединяясь с ним. Это подчеркивается композиционным решением работ.

В мире художника есть место всему, не только светлым чувствам, но и печали, и горю. Но, глядя на его работы, невольно вспоминается строка классика - «печаль моя светла», и в этом мире, несмотря, ни на что, хочется жить. И еще невольно возникло ощущение созвучности творчества А. Корольчука философии В.Розанова, тихой жизни души, возможно, самой правильной. Вероятно оттого, что все написанное художником очень личное, близкое, пережитое: родные лица, виденные им места. И при этом ничего натуралистического, привычно фигуративного. Здесь во всем раскрывается потаенное. Работы художника светлые и оптимистичные, но это радость осознания глубины и красоты мира, а не идиллическая картинка.

Е. Григорьянц

© 2019 Андрей Корольчук