Статьи

«Легким росчерком кисти»: ВЫСТАВКА—СО-БЫТИЕ

Обширный список выставочных центров и галерей, где демонстрировались живописные и графические работы А.А.Корольчука, в 2018 году пополнил  Духовщинский историко-художественный  музей (Смоленская обл.). Ни статус этого никому не ведомого музея, ни состав экспонируемых работ, ни вполне ожидаемый результат — отсутствие всякого резонанса — не является основанием для разговора о выставке,  как о значительном событии.

Но это только  на первый взгляд, потому что  замысел этого мероприятия продиктован историей более чем 55-летней давности, когда в одном из глубинных сел Смоленской области, названном по богородичному храму, находившемуся здесь, стараниями уроженца этих мест, живописца Андрея Тимофеевича Сашина(1896-1965),  была открыта Пречистенская  Галерея ленинградских художников. Почти сто  мастеров изобразительного искусства Ленинграда, среди которых  М.К.Аникушин, сестры  Ухановы,  А.М.Прошкин, Р.К.Таурит, Н.Е.Тимков, А.В.Каплун,  А.П.Левитин  и другие поддержали  инициативу коллеги. Коллекцию составили около  500  произведений живописи и графики (автор 44 из них Сашин), скульптура, предметы медальерного искусства и мелкой пластики. 

К сожалению, нынешние состояние  галереи оставляет желать лучшего. Являясь филиалом Духовщинского историко-художественного музея,  она  последние годы находится при Печистенской средней школе. Средних размеров   классная комната используется под экспозицию, запасник и как рабочее место сотрудника музея — заведующей, хранителя, экскурсовода  в одном лице  — Галины Петровны Клюевой, служащей в этом качестве уже больше 30 лет, в последние годы всего на полставки.

Именно с целью поддержки музея  была предпринята попытка обратить на него  внимание современных петербургских художников. Этому служила публикация об  А.Т.Сашине и истории создания музея (Петербургские искусствоведческие тетради,  вып.42).  Следующим  шагом стало устройство выставки в районном городе, что позволило сделать ее  доступной для большего числа зрителей. 

Действовать пришлось, в буквальном смысле, вслепую.  Ничего лестного  петербургским художникам это   мероприятие не сулило, да и сотрудники музея, поскольку выставка  носила внеплановый  характер, кроме предоставления «стен»,  ничего не обещали.

Первой, не без сомнений,   согласилась Н. В. Дьякова. Выставка  великолепной  акварельной живописи религиозного содержания

 «Отблеск неба на земле», посвященная памяти протоиерея Владимира Лозина-Лозинского(1885-1937), петербургского святого, уроженца города  Духовщины,  была открыта с  конца ноября 2017 по  апрель 2018 года.

В середине апреля 2018 года ее сменили  акварели, позже литографии, офорты  и книжная графика Андрея Александровича Корольчука. Экспозицию  «Легким росчерком кисти» составили  около 40 акварельных работ, исполненных в характерной для художника манере, сочетающей  условность и обобщение,  объединенных  темой  путешествий.  Запечатленные виды  Германии, Словении, Турции, Китая и, конечно же, России,   продемонстрировали  не только многоликость  и неповторимость разных мест,  отмеченных природно-историческими  особенностями, но и приметы нашего времени — свободу художника в выборе тем, возможность творческих командировок и частных поездок в любые уголки мира,  общение с коллегами из других стран, что было малодоступным  для современников А.Т.Сашина.  Об этом свидетельствовали  и сюжеты. Так,  на многих листах композиционным и смысловым центром являются  храмы — не просто  как памятники архитектуры  и истории, но места духовной силы (циклы «Соловки», «Кижи», «Великий Устюг»),  по известным причинам,  редко становившиеся  объектом внимания художников   советских времен. Но главное — поиск средств самовыражения — остается неизменной задачей для художника любого времени. Как  и раньше, так и теперь, на этом пути  не обойтись без неустанного труда, а порой без смелости и готовности к эксперименту. Не без удовольствия хочется отметить, что именно такой подход к творчеству объединяет  А.Т.Сашина и А.А.Корольчука.

Подборка работ печатной графики была  составлена  с целью показа   особенностей разных техник. Экспонировалось около 20 листов. Сюжетно выделялся цикл линогравюр «Письма войны», более широко представленный в одноименном альбоме. Зрители так же могли познакомиться с оформлением  и иллюстрациями  А.А.Корольчука  к поэтическим сборникам  А.Г.Раскина «Вся жизнь у этих берегов»,  «Петербургские мосты», «С волной рифмуется гранит».  При всей своей оригинальности,  рисунки  воспринимаются достойным продолжением  традиций ленинградско-петербургской  графической школы, признанными мастерами которой являются А.П.Остроумова-Лебедева,  А.А.Ушин,  А.Ф.Пахомов — современники авторов,  работы которых хранятся в галерее. Пожалуй, вся подборка графических работ,  наиболее убедительно продемонстрировала черты преемственности.

Что еще сближает, роднит  творчество современных художников с их предшественниками. Несомненно,  высокий профессионализм,  а так же продолжение традиций благотворительности и просветительства, характерных  для художников Северной столицы всех времен.  Кроме подлинного эстетического удовольствия художники подарили  музею и галерее свои произведения

У слова «событие» есть забытое значение, пожалуй, более глубокое, чем употребляемое сегодня.  Подобно словам «созвучие», «соучастие», оно говорит  о совместности явлений.  И в этом смысле, состоявшиеся выставки не только редкое для периферийного музея мероприятие, но подлинное СОБЫТИЕ!

Татьяна Уварова

 

Андрей Тимофеевич Сашин (Васькин) (1895-1965)— родился  в д.Читовица Духовщинского у., Смоленской губ. в крестьянской семье. В 1915 г. пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но еще до экзаменов был призван в армию. После революции служил в Красной Армии (1919-1922гг.) Руководил Передвижным показательным театром при Смоленском Губполитпросвете. В 1921-23гг. учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (ЛХПТ) откуда с 3-го курса поступил на живописный факультет Петроградского ВХУТЕИНа, который окончил в 1927г. В 1927-1930гг. А.Сашин состоял членом коллектива Мастеров аналитического искусства (МАИ), возглавляемого П.Филоновым.  В составе объединения в 1927г.участвовал в выставке в Доме печати, а также в Первой общегородской выставке изобразительных искусств. Среди своих лучших работ этого времени называл эскизы театральных костюмов и декораций к постановке Н.В. Гоголя «Ревизор». После раскола МАИ оказался в группе покинувших общество, но общение с Филоновым не прерывал. До 1932г. входил в творческое объединение АХРР, несмотря на это критика в творчестве Сашина настойчиво усматривала черты формалистического, классово-враждебного  искусства.

 Первый блокадный год жил в Ленинграде. Летом 1942г. эвакуирован и призван на фронт. После войны жил на Украине и в 1946г. вернулся в Ленинград. С 1928 по 1956г. участвовал во всесоюзных, городских, областных и передвижных выставках ленинградских художников. С 1959г. занимался созданием Пречистенской картинной галереи, которая была открыта 9 мая 1961г.   А.Т.Сашин умер 7 января 1965г. в Ленинграде. Похоронен на Успенском кладбище в Паргалово.

Основная часть произведений А.Т.Сашина была передана в Смоленский художественный заповедник. В 2017г. при поддержке благотворительного фонда В.Потанина начато изучение наследие художника.

Более подробно о художнике А.Т.Сашине см. : http://a.t.sashin.tilda.ws/

 (По материалам Интернета)

 

Районный г. Духовщина расположен в 60 км. к северо-востоку от обл.ц. Смоленска. История малонаселенного  городка русской глубинки, частью  существующая  только в преданиях, свидетельствует, о первоначальном  нахождении здесь женского Свято-Духова монастыря, вокруг которого в XIV в. возникла торгово-ремесленная слобода со статусом дворцового села. Значительными переменами, прежде всего административными, когда слобода получила статус уездного города, она обязана своему знаменитому земляку Г.А.Потемкину, фавориту императрицы ЕкатериныII.  Формально инициатива переноса уездного центра из г.Каспли в Духовскую слободу принадлежала  Смоленскому ген.-губернато­ру, но его положительное решение, несомненно,  продиктовано сердечной благосклонностью к верноподданному императрицы, которая в ходе поездки  по Российской империи в 1777г. посетила не только слободу, но и родовое имение Г.А.Потемкина — сельцо Чижево. С тех времен, среди гостей Духовщины подобного ранга, можно назвать лишь нынешнего патриарха Кирилла, в пору посещения митрополита Смоленского и Калининградского.

С точки зрения событий исторической значимости следует отметить трагический исход  войн 1812 и 1941-45гг., когда город был полностью разрушен.

 С Духовщиной фактом своего рождения или деятельности связан ряд лиц, внесших вклад в развитие края и страны. Это представители дворянских родов Энгельгардтов, Глинок;  заслуженный ординарный профессор СПбДА, доктор церковного права Барсов Т.В.; академик, исследователь Центральной Азии Козлов П.К.; выпускницы Высших женских врачебных курсов, первые дипломированные женщины-врачи Шейдеман В.К, Соколова (Плеханова)Н.; Священномученик Владимир (Лозина-Лозинский); учёный в области физико-химических наук, доктор химических наук, академик АН СССР и РАН Колотыркин Я.М., писатель и сценарист Ардаматский В.И., академик АН СССР, первый президент Совета по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства Петров Б.Н. и др.

             

Татьяна Уварова

2018

© 2019 Андрей Корольчук