Статьи

«Письма войны» Андрея Корольчука

 Тема Великой Отечественной войны одна из тех значимых для нашего искусства тем, к которым постоянно возвращаются как художники, так и организаторы различных выставок. В последние десятилетия на таких тематических выставках довольно часто можно увидеть листы из серии Андрея Корольчука «Письма войны».

Так было и в прошедшем году. Если задуматься, то приходишь к выводу о том, что мы имеем дело с явлением необычным, если не сказать уникальным. Дело в том, что серия литографий «Письма войны» это дипломная работа известного сегодня петербургского художника. Но она выполнена на столь высоком уровне и ее художественный язык оказался настолько емким, что серия воспринимается зрителем как законченная работа большого мастера. Жизнеспособность «Писем войны» объясняет живое чувство, которым пронизана каждая фраза. Уже здесь Андрей Корольчук проявил себя как яркая индивидуальность, художник, наделенный талантом, и обладающий при этом высоким уровнем мастерства. В этой работе проявились важные составляющие его творческого почерка. Это тяготение к символическому прочтению сюжета произведения, с которым непосредственно связано стремление проникнуть за границы внешней формы к сути события или явления. При этом А. Корольчука как мастера отличает глубоко личностный подход, необходимость пропустить все через себя, не только через разум, но через все многообразие переживаний, отношений, смыслов, что сообщает работам художника особый эмоциональный заряд, вовлекающий зрителя в общение с произведением, затрагивая самые тонкие струны его души.

Дипломная работа художника состоит из 9 литографированных листов, посвященных не просто военной теме, но прослеживающих судьбу солдата, судьбу семьи, судьбу человека, который становится и частицей народа. Надо сказать, что тема войны как истории, как мифологического сюжета, присутствует в искусстве всех времен и народов. И русское искусство не исключение. Кроме того, тема Великой Отечественной войны занимает в поствоенном советском искусстве особое место и является одной из наиболее востребованных. В целом произведения военной тематики можно разделить на две большие группы. Это, во-первых, произведения батальные, представляющие столкновение и противостояние масс людей, и, во-вторых, произведения, отражающие судьбу человека на войне. Работа А. Корольчука относится к тому периоду, это 1987 год, когда в отечественном искусстве произведения на военную тему очень часто носили откровенно коньюктурный характер, оставляя зрителя в лучшем случае равнодушным. Речь, разумеется, не идет обо всех произведениях на военную тему. Но, тем не менее, несмотря на особое отношение к Великой Отечественной войне, отношение к ее художественной трактовке было неоднозначно. И художник мог впасть в соблазн создания работ, заранее обреченного на определенное официальное одобрение, но далекого от истинной художественности. А. Корольчук этого соблазна избежал, сумев создать работу интересную и значительную. Для этого понадобилось пережить жизнь своей семьи, пропустить через себя гениальные образы войны, которые были созданы до него и не только в изобразительном искусстве, но и в литературе и в поэзии. И надо сказать, что пришел к этой работе художник постепенно. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к самим работам несколько слов о предыстории.

В графических листах художника соединились две линии. Сначала несколько слов о семейной линии, поскольку она, на наш взгляд, очень важна и носит сущностный характер. Семейную военную историю можно, пожалуй, выразить так: «война как судьба». В судьбе человека на войне оказывается важной роль случая, за которым стоит промысел Божий. И от которого постоянный вопрос: почему? Почему одному так, а другому иначе, почему один погибает, а другой нет? Так и в семье художника. Его отец был родом из села Большая Уря Канского района Красногорского края и воевал, попав, волею судеб на Дальневосточный фронт. Действительно, рука судьбы, можно сказать, спасла его от гибели. Когда в возрасте 18 лет он с другом должны были пойти на фронт, они, следуя и деревенским устоям общности, и идеалам мальчишеской дружбы, решили, что надо любой ценой держаться вместе, судьба распорядилась иначе. Друг прошел все необходимые формальности в виде медосмотра и определения в часть, а вот отец художника в этот день на осмотр не попал, волею случая, конечно. Бюрократическое «Рабочий день на сегодня окончен, никого осматривать больше не будем», превратил врача в своего рода Ангела-хранителя, который удерживал всеми силами рвущегося на фронт отца художника, не пуская его, спасая от неминуемой быстрой смерти. В результате друг оказался на Западном фронте и быстро погиб, а отец попал, как мы уже упоминали, на Восточный фронт, и выжил.

И еще одна семейная линия, которая нашла непосредственное выражение в работе «Письма войны». Это судьба брата отца художника, который погиб в первые дни войны. Он также как и все ушел на фронт и был убит недалеко от деревни Денесиха Старицкого района Тверской области, пропал без вести, как долгое время считалось, и лишь несколько лет назад его имя было обнаружено на братской могиле. Но поражает еще одна деталь его жизни, которая добавляет трагизм в ситуацию и одн6овременно придает ей необыкновенное лирическое звучание. Он прислал домой письмо, обычный военный треугольник, где писал о том, что немцы их теснят, что спасения нет, и они все погибнут. Но самое потрясающее, что вместе с письмом он прислал домой посылку с теплыми вещами, которые ему выдали и со своим пайком. Понимая, что ему они не понадобятся, а в деревне ничего нет, он так, в последний раз, позаботился о близких и дорогих людях. Именно это его письмо проходит лейтмотивом через все девять листов в «Письмах войны» А. Корольчука.

В своей дипломной работе молодой художник трепетным сердцем ощутил главные мелодии, которые звучат в каждом листе и в этом смысле его работа перекликается с 7 симфонией Д. Шостаковича, где железному ритму фашистского наступления противопоставляется сила народного духа, пронизанного верой в свою правоту, защищающего свою землю. Только истинный талант мог так провидчески глубоко отразить грандиозную эпоху перелома, страдания и победоносного утверждения, пережитого народом и каждым человеком в войне. А. Корольчук смело сочетает линию и пятно. Каждый штрих в его работе подобен струнному звучанию. Он звучит и гимном, и реквиемом, обрекая этим произведение на существование в вечности. Не случайно и сегодня, спустя четверть века, эти работы продолжают выставляться. Художник здесь во многом опередил время, создав особый художественный язык, который делает все листы живыми и дышащими, пронизывая их особой энергией. Этот язык не просто расчетливый момент творчества, а выражение состояния души художника. Все листы серии пронизаны молитвенным песнопением, они становятся своего рода дневником, исповедью, где переживания художника встречаются с сопереживаниями зрителя.

Серия «Письма войны» - это художественно-философское осмысление судьбы Солдата на войне. Рассматривая эту уникальную работу, мы переживаем судьбы погибших и отчетливо ощущаем, что Вечная память героям – это не просто слова.

А. Раскин, Е. Григорьянц

© 2019 Андрей Корольчук