Если есть на свете остров счастья, то он должен быть залит солнцем, отражающимся в переливах морской воды, в его зелени должны петь птицы, а человек – ощущать мир и покой. Именно так выглядит остров Брач, что в Хорватии, в акварелях петербургского художника Андрея Корольчука.
Летом 2017 года художник и галерист Сретен Ивичевич пригласил группу петербургских художников на пленэр в Хорватию в город Супетар. Результатом этой поездки стало не только множество замечательных художественных произведений, но и целый ряд выставок в России и Хорватии. Поездка оказалась настолько удачной, что организаторы планируют продолжить начатое дело. Среди участников пленэра был замечательный петербургский художник Андрей Корольчук.
Из этого путешествия художник привез серию акварелей, наполненных солнцем и воздухом Хорватии. Широкими горизонтальными мазками передает он тишину и умиротворение города в акварели «Милна» (из серии «Весна в Хорватии»), где солнце играет на стоящих у причала лодочках и дома вглядываются в свое отражение в воде. В этом пейзаже отчетливо виден художественный стиль А. Корольчука, когда образ выстраивается на взаимодействии цветовых плоскостей, тонко, до нюансов, проработанных, четкого выстраивания композиции и создания чистого образного ряда. В результате в акварели не просто изображается пейзаж, но, схваченный кистью, он как будто бы продолжает жить в ней.
Хорватия стала для художника настолько притягательной, что осенью этого же года, он приезжает из России с семьей и друзьями снова. Для того чтобы написать новые акварели. Подобно мифологическим героям высятся камни в работе «Камни у моря», перекликаясь с уходящими в небо горами Велебит. Между этими вечными стражами расположился город Виньерац. Необыкновенно колоритен дом старого капитана, раскрашенный игрой солнца по камням и подтеками времени на стенах. Накрытый куполом неба, он стоит на берегу, неотрывно всматриваясь в морскую чашу. В этой работе художника чувствуется дыхание истории хорватской земли, ее людей, с их традициями и бытовыми устоями. Неповторима розовая геометрия гор Велебит, которую мы видим на одноименной акварели. В своих причудливых изломах они образуют своеобразный щит, закрывающий город от ненастий, обещая ему гармонию и покой.
В вечерних акварелях города наполняются мистикой сумерек, и на смену яркому солнцу приходит таинственная глубина синих и фиолетовых оттенков. Особым ароматом теплых средиземноморских ночей пропитаны эти акварели художника.
Духовная красота Хорватии тоже осталась на кисти А. Корольчука. Звенящий молитвой воздух вливается в тишину опустевших утренних улиц Виньраца в акварели «Время мессы». В таких городах всегда есть время подумать о Вечном.
Особой пластикой проникнута акварель «На берегу моря». Спокойная красота морской бухты, очерченная горами, с неподражаемой, только Хорватии свойственной, лазоревой водой, и уходящими в голубизну неба деревьями. Здесь художник демонстрирует фантастическую работу с акварелью, которая то растекается в протяженности пейзажа, кронах деревьев, горных изгибах, то останавливается в конкретных деталях.
Совсем другое состояние в акварели «Небо Супетара». Тяжелое дождливое небо, темная и неспокойная вода, на которой затерялись, став почти незаметными, пришвартованные лодки, и тонкая полоска города, оказавшегося между стихиями.
И все-таки Хорватия – это тепло и свет, красота природы и неповторимая архитектура городов, место, где человек чувствует себя счастливым. Как в акварели А. Корольчука «Теплый день в Супетаре».
Елена Григорьянц
кандидат философских наук, член АИС.
2017