Статьи о творчестве А. Корольчука

Строгие формы для ярких образов.

Педагогические вести №31 Август, Сентябрь, Октябрь 2005.


ТАКОВО ПРАВИЛО ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОРОЛЬЧУКА. ОН РУКОВОДСТВУЕТСЯ ИМ В СОБСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ И СТАРАЕТСЯ ПРИВИТЬ УЧЕНИКАМ — СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. НО... СНАЧАЛА О ПРИТЧЕ, ЧТО ТАК ПОПУЛЯРНА СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ НЕ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Притча
Заказал барин художнику три портрета: его, барина, показать в важности, супругу-барыню в дородности и дочь, барышню юную, во всей красе. Заказал, а платить не хочет: "Почем, дескать, знать, хороши ли будут картины и какова им цена?". Порешили так: по исполнении каждого портрета кидать копеечку в воду. Утонет она - плоха работа и ничего не стоит, а всплывет, барин за портрет сто рублей отсчитает.
Видит художник подвох, а соглашается. Куда ему, бедному, деться? Изобразил барина, бросили копеечку в воду, пошла ко дну копеечка. Написал жену барина.
Опять копеечку в воду, и эта утонула. Третий портрет, с юной красавицы-барышни, исполнил художник. И третью монетку бросили в воду. Тонет копеечка. Потирает барин руки от жадной радости: ловко получилось - три портрета на холстах разными красками да за три копейки!
Вдруг, чудо, всплывает третья монетка, а за нею и две первые. Пришлось барину с неохотой выложить художнику двести девяносто девять рублей и девяносто семь копеек.

Под знаком Пеликана
Притча эта вспоминается каждый раз, когда с престижных аукционов доносятся вести о баснословных ценах на произведения мастеров искусства, при жизни раздавленных нищетой, непониманием и унижением. То, что труд художника сродни донорству, жизнь раскрыла перед Андреем при первых же попытках заработать хлеб насущный творчеством. Но и призвание настоящего педагога - тоже донорство. Кто бы видел, сколько сил, здоровья и умения отдают коллеги на факультете, чтобы студенты переняли эстафету альтруистского служения искусству!
Для доцента кафедры рисунка Андрея Александровича Корольчука факультет изобразительного искусства стал родным еще в ту пору, когда он назывался "худграфом". Поступив на него в 1979 году и проучившись у добрых наставников В. П. Саковича, Л. Г. Кривицкого и других шесть семестров, Андрей решил проверить себя и рискнул показать свои работы профессорам Академии художеств. Работы понравились, и он стал студентом сразу 2 курса графического факультета.
А через шесть лет, уже дипломированным специалистом, вернулся под своды "худграфа" с тем, чтобы включиться в преподавательскую деятельность.
Научить студентов считаться с критериями подлинного искусства и бережно относиться к каждому часу рисования, помочь им выстроить цепочку приоритетов - вот задачи, которые Андрей Александрович ставит перед собой каждый раз, переступая порог учебной аудитории. И одних знаний здесь оказывается недостаточно. Надо завоевывать авторитет активной творческой работой и подтверждать его участием в выставках, а их на счету Корольчука уже свыше ста пятидесяти.

Уроки Антонова
В работе со студентами Андрей Александрович руководствуется живым примером: Георгия Николаевича Антонова - директора Городской художественной школы. Под руководством этого неординарного человека, чуткого воспитателя и своеобразного живописца Андрей занимался перед тем, как поступить в институт.
До преклонных лет Георгий Николаевич был внешне по-мужски красивым, элегантным, рассудительным и справедливым. Он умел увлечь юных художников. Например, давал им прозвища, присваивая каждому в узком кругу имя великого мастера. Кого называл С. Дали, кого Энгром, а Андрея - К. Брюлловым. Эта шутливая игра воспринимались как награда, как аванс, как вера в возможности молодых художников. Кроме того, прозвища, словно ориентиры указывали, кому следует больше обращать внимание на живопись, кому на занятие графикой или лепкой. В беседах с Георгием Николаевичем заметно расширялся кругозор и мир прекрасного, мир искусства все более и более манил учеников в свои просторы.

"Письма войны"
Испытывая уважение ко всем своим учителям, а к тем, что названы, Андрей с благодарностью добавляет и преподавателей Академии - В.А. Ветрогонского, М.М. Герасимова, А.А. Пахомова, О.Ю. Яхнина, главным профессиональным рубежом, своеобразным творческим отчетом перед ними художник считает дипломную работу "Письма войны".
Эта серия литографий навеяна рассказами отца о годах Великой Отечественной, о том, с какой тревогой и надеждой в тылу ждали весточки с фронта. Старший брат в семье отца Андрея - Алексей - погиб, а младший Александр (будущий отец художника) был призван на флот и воевал подводником на Дальнем Востоке. Графическая серия объединена мотивом треугольного солдатского письма. Вот оно летит к родным с передовой, из окопов, будто подхваченное ветром, а бойцы, поднимаясь в атаку, с упорством одержимых рвутся навстречу общей победе и в неизвестность личной судьбы. Вот оно пишется в далеком тылу, чтобы перенести душевное тепло через тысячи километров к солдату - сыну, брату, любимому.
Для одних эта серия - отражение собственной молодости, незабываемых тяжелых испытаний. Для других литографии "Письма войны" - это символы героических военных лет, прочно связанных с историей нашего народа. Художественная образность всех девяти листов и их совершенное исполнение были отмечены в 1987 году медалью Академии художеств "За лучшую дипломную работу".

"Пространство Стерлигова"
С годами творческие задачи усложнялись. От внешних пластических ситуаций и увиденных в жизни сценок Андрей Корольчук стремился к углублению и усложнению образов. Поиски особенного и типичного художник рассматривает как необходимые условия для создания чеканной, монументальной формы произведения.
На эволюцию живописной манеры и стиль образного мышления заметно повлияла встреча с Елизаветой Николаевной Александровой. Через нее Андрей познакомился с эстетическим манифестом В.В. Стерлигова, талантливым продолжателем пространственно-пластических идей К.С. Малевича, а также с кругом последователей некогда опального живописца.
Собрания стерлиговцев назначаются, как правило, на среды. Художники, сначала в мастерской Е. Александровой, а позже в мастерской у М. Церуша и Л. Астрейн, показывают друг другу работы, критически оценивают их, и дружеские споры неизменно перетекают в дискуссии по актуальным вопросам современной изобразительной культуры. Итогом этих неформальных и плодотворных семинаров явилось участие в программной выставке "Пространство Стерлигова" 2001 году.
В композициях "Остров", "Маяк", "Русский город", "Паруса" очевидно возросшее мастерство. А по тому, как внешне сдержанно, лаконично исполнена композиция "Стадо", можно заключить, что художник предпочитает не растрачивать попусту радугу цветов, а сочетать их в строгой гармонии.
Акварельные листы последних лет - "Сухой букет", "Первая скрипка", "Джаз-дуэт", "Натюрморт с арбузом" и другие - основаны на больших тональных отношениях. Особое внимание при этом уделяется ритмической организации пейзажа или натюрморта. В работу впрягаются линия, силуэт, цвет. Корольчук всматривается в природу, в, казалось бы, случайный жизненный сюжет, а создает на основе этих наблюдений произведение философски осмысленное, тождественное совершенной формуле красоты. Поэтому неслучайно в 2001 году А. Корольчук был отмечен медалью Санкт-Петербургского общества акварелистов "За развитие искусства акварели".

Гитара - муза неразлучная
Желание познать, ощутить жизнь во всей ее полноте подталкивает художника к путешествиям, бесконечным разъездам по стране и за ее пределами. Возможно, страсть эта зародилась во время пленэрных практик в Череповце, когда захотелось увидеть Ферапонтово, Кириллово-Белозерский монастырь, проплыть по реке Шексне, восхититься северными просторами. В другой раз местом практики стала Грузия. В памяти навсегда останутся величественные горы, города и маленькие селения, виноградники и плантации чая.
Помимо этюдника с красками Андрей берет с собой гитару. Он овладел игрой на этом общепризнанном спутнике людей кочевых профессий еще в школьные годы. Любимые барды, чьи песни с искренним волнением исполняет художник в компаниях, это В. Высоцкий, Б. Окуджава и О. Митяев.
И в изобразительном творчестве А. Корольчука "гитарный мотив" - один из любимых. Он воплотился в пространном и вневременном цикле, аккордами в котором "звучат" композиции "Гитарист", "Этюд для Юли", "Вечер, вино, гитара". И где-то рядом с хрипотцой будто слышится голос Высоцкого:

"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!"

Эпизод
Писал как-то Андрей в Гатчине этюды. Приходят мальчики-цыганята, встали за спиной и смотрят, что у него получается. Тот, что поменьше, вдруг притворно-сиротливо за-гундосил: "Поможите, дяденька, дайте копеечку". Старший резко оборвал его: "Отстань, что не видишь, кто это?". Ушли мальчики, а Андрей остался в недоумении: "Что имел в виду его защитник?».

Н. Н. Громов


Душа, истина и свет или живопись полета. Заметки после посещения выставки Андрея Корольчука.

Петербургские искусствоведческие тетради.
Выпуск 15, СПб, АИС, Изд-во «Роза мира», 2009


Современное искусство не балует зрителя изобразительными формами, дающими возможность духовного отдохновения и просветления. Чаще нас окружают эпатирующие, шокирующие и кричащие, а порой и просто весьма сомнительные произведения. Отдых, правда, предлагается, но только лишь как телесное удовольствие, причем часто низкопробное. Но душа зрителя ищет порой светлого и истинного искусства, нуждается в нем. Выставка Андрея Корольчука, проходившая весной 2008 года в Выставочном зале Московского района, как раз и представляла собой пример такого острова чистоты искусства в нашем сумасшедшем мире.
А. Корольчук - известный петербургский художник, участник многочисленных выставок в России и за рубежом, педагог с солидным стажем. И при этом абсолютная открытость души, выплеснутой на холсты и разлившейся многообразием светлых и излучающих свет красок.
Глядя на его произведения, вновь утверждаешься в мысли о том, что главная тема искусства - красота, а основной смысл изображения любого предмета, пусть самого обыденного - проникновение в его суть. Вместе с художником мы слышим музыку дождя, ощущаем строгость и ритмичность пейзажей России, Италии, Германии, прикасаемся к красоте мира, которую, порой, сами перестаем замечать, отдаваясь, суете и будничности.
Выставка художника производила ощущение полета в некие «горные выси». Это ощущение усиливалось образом птицы. Птицы были на картинах художника, бумажные птицы, сделанные его женой и дочерью, спускались отовсюду, был там даже живой попугай - домашний любимец. И этот образ-символ очень точно соответствует творчеству мастера. Это синяя птица мечты или же птица-душа, напоминающая нам о древних славянских образах.
Впитав в себя традиции русского классического рисования и отечественного авангарда, Андрей Корольчук создал свой неповторимый и узнаваемый художественный язык, составленный из мельчайших нюансов цвета и разноплоскостности их сочетаний. Этот художественный язык создает ощущение глубины пространства на плоскости картины и одновременно дает возможность проникнуть за пределы осязаемого, материального мира в иное пространство, иной, невидимый, но ощущаемый, мир. Сам художник неоднократно говорил о том, что видит свою задачу в изображении невидимого мира. И, надо сказать, что ему действительно удается расширить границы изображаемого до необозримого пространства, где остаются уже только истина и свет.
А. Корольчук виртуозно владеет цветом, его работы - это своеобразная симфония звуков. При этом живописные работы художника ритмически насыщены за счет сочетания сегментарного структурирования изображения и четкого движения линии, создающей законченный образ. В его работах цвет основывается на тонком чувствовании линеарности изображения, когда порой оказывается достаточно лишь намека на линию и образ уже завершен.
Творчество А. Корольчука эмоционально насыщенно, что не может оставить зрителя равнодушным. Хочется обратить внимание на особый дар художника к изображению тонких эмоциональных состояний. В первую очередь это достигается через виртуозную работу с цветом, через особую трактовку цветового пятна. Последнее может строиться как пунтуалистическое пространство и вызывать нежные, легкие, порой идиллические переживания. А может соединять в себе энергичные мазки кисти, создавая ощущение внутреннего напряжения, неустойчивого равновесия мира, как на одноименной работе художника.
Особый динамизм и напряженность звучания появляются в тех работах А. Корольчука, в которые он активно вводит чистый белый цвет. За счет этого художнику удается добиться «звучания» картины, как, например, в работе «Маленький оркестрик».
Работы А. Корольчука - это особый мир. Человек здесь оказывается включенным, вписанным в мироздание. Он часть мира. Можно сказать, что он в мире, а мир в нем. В работах художника человек выступает организующим центром пространства, не покидая при этом самого пространства, а соединяясь с ним. Это подчеркивается композиционным решением работ.
В мире художника есть место всему, не только светлым чувствам, но и печали, и горю. Но, глядя на его работы, невольно вспоминается строка классика - «печаль моя светла», и в этом мире, несмотря, ни на что, хочется жить. И еще невольно возникло ощущение созвучности творчества А. Корольчука философии В.Розанова, тихой жизни души, возможно, самой правильной. Вероятно оттого, что все написанное художником очень личное, близкое, пережитое: родные лица, виденные им места. И при этом ничего натуралистического, привычно фигуративного. Здесь во всем раскрывается потаенное. Работы художника светлые и оптимистичные, но это радость осознания глубины и красоты мира, а не идиллическая картинка.
Е. Григорьянц

Новый поворот

Педагогические вести №30, Декабрь 2004 – Январь, Февраль 2005

РАБОТЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОРОЛЬЧУКА ЗНАМЕНУЮТ НОВЫЙ ПОВОРОТ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ. В НИХ НЕТ ТРАДИЦИОННЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПЛАНА. ЗДЕСЬ УЖЕ ДРУГАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР.

<Андрей Корольчук закончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. А потом факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, (мастерская В.А.Ветрогонского). С девяностых годов участвовал в выставках группы Стерлигова. В настоящее время доцент кафедры рисунка университета им. А.И. Герцена, член Союза художников, вице-президент Санкт-Петербургского общества акварелистов. Участник более 150 выставок в России и за рубежом.

Знакомясь с его работами, невольно задаешься вопросом: «Почему талантливый график, с медалью окончивший Академию художеств, начинает искать пластический язык, выходящий за рамки традиционного реалистического искусства?» Оказывается, это движение было вполне осознанным, оно раскрывало перед художником новые возможности.
Не копировать природу, а постигать философский смысл ее бытия - вот то, что больше всего привлекало Андрея. В работах этого времени он стремился выразить глубинный смысл мироздания.

Темы материнства, вселенской любви, веры, к которым обращаются многие художники, решаются Корольчуком по-своему. Личную, камерную ситуацию Андрей развивает до торжественного величия монументального полотна. Состоянием покоя, радости и тихой грусти наполнены работы "Дочки-матери", "Утро", "Не уходи, отец...", "С ангелом-хранителем". Создавая образы дорогих ему людей, Андрей апеллирует не к реалистической традиции, а скорее к пластическому языку символизма.
Знание основ классической школы, блестящее владение техникой рисунка позволяет ему совершенствовать свое
мастерство в поисках новой пластической формы.
В работах последних лет, ставших основой сегодняшней экспозиции, он все больше отходит от изображения "плоти", созидая более тонкую материю, словно погружаясь в другое измерение. Перед нами возникают абстрактные композиции, в основе которых лежат все же природные формы. Прежде всего, это его пейзажи: "Елисейские поля", "Парус", "Дорога в осень", "Три облака", "На другом берегу", не придуманные, а написанные им по впечатлениям от поездок в Германию, Францию, а также в Казахстан на красивое озеро Зай-Сан. Композиция, как мозаика, собирается из кубиков различной формы, создавая конкретный образ: "Русский город", "На другом берегу".
Мы увлекаемся предлагаемой автором игрой, испытывая эстетическое наслаждение от созерцания этого искусства. Почему же наш глаз снова и снова ищет с ним встречи? Что завораживает? Гармония цвета - вот, пожалуй, та особенность, которая привлекает нас. Присущее творчеству Корольчука торжество ярких красок радует глаз и пробуждает светлые и добрые чувства.
Его живопись очень часто строится на контрастах холодных и теплых тонов, что придает необычайную выразительность работам, а иногда усиливает и их смысловой подтекст.
Мы наблюдаем это в натюрморте "Чашка горячего чая". Сочетание серых и оранжево-красных тонов создает иллюзию нагретого до кипения чайника.
Какую бы работу мы ни рассматривали, в каждой находим развитие интересного сюжета, философской темы или же просто любуемся красивыми формами.

Наталья ПОПОВА, искусствовед

Рыцарь радуги

Клевер №13, апрель-май 2008
Рыцарь радуги
(Колористические традиции иконописи в живописи Андрея Корольчука)

Современный художник — явление исключительно сложное. Его жизнь испытывает давление многослойных сил культуры, трудностей обыденной жизни. Особенно опасен путь соблазна успехом, приносящего плоды материального благополучия и, вместе с тем, вызывающего зависть, а порой и несправедливую критику. Но еще А.С. Пушкин, пророчески обращаясь к творцам, поэтам, писал: «...хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца».
Пушкин утверждал, что истинный художник должен идти
«...дорогою свободной,
Туда, куда его влечет свободный ум,
Не требуя награду за подвиг благородный,
Усовершенствуя плоды любимых дум».
Мне представляется, что Андрей Корольчук — творец именно такого типа — свободный в своих исканиях. Он прошел все ступени современного художественного образования: художественную школу, художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Помимо этого Андрей посещал занятия группы художников, руководимой ранее В.В. Стерлиговым, создателем своеобразного стилистического направления. Корольчук не просто шагал по ступеням профессионального образования, он впитывал в себя все, что могла дать каждая из школ. Не случайно, в своей автобиографии он упоминает имена тех мастеров, которые вели его по торной дороге освоения азов и приемов изобразительного искусства, одновременно с этим, не подчиняя свою индивидуальность рамкам той или иной школы. Вместе с тем, всматриваясь в его работы, мы явственно видим, что он освоил все, чего достигло современное изобразительное искусство. Сегодня органической частью его творческой жизни является педагогическая деятельность, графический дизайн, книжная графика, станковая графика, живопись. В перечне его произведений соседствует пейзаж, портрет, жанровая живопись. Где бы ни привелось побывать художнику, везде проявляется его стремление запечатлеть увиденное и не просто зафиксировать, а дать свое философско-художественное истолкование. В этом заключается одна из магических особенностей живописца. Всем произведениям Корольчука присуща внутренняя динамичность, каждый изображаемый им предмет трансформируется, обретая своеобразие. Они заряжены особым колористическим импульсом, который определяет все цветовое построение работы. Для художника типична геометризация композиций, отмеченных четкостью линейных форм, связанных друг с другом, пересекающихся, наплывающих, или наоборот, растворяющихся в пространстве. Ряду его работ свойственна неожиданная точка зрения — перспектива, вид сверху. Даже самым земным сюжетам, Корольчук сообщает ощущение космичности, будь то интерьер дачного дома, здание фермы, среди распаханных полей, или осенний пейзаж с пожаром огненного клена, словно видимых из пролетающей ракеты. Можно сказать, что Андрею присущ взгляд, близкий Эйнштейну, его теории относительности, но воплощенной в цветоформах. Корольчук с исследовательской пытливостью всматривается во взаимосвязь предметов, форм, цвета. Он пишет об этом: «В природе, а значит, и в живописи, нет вещей, существующих отдельно. Все взаимосвязано и влияет друг на друга. Предметы как бы перетекают один в другой, изменяя свой цвет, форму, а иногда свою сущность. Понять эту внешнюю и внутреннюю связь стремились художники всех времен, передать ее — значит передать гармонию, а в этом и есть смысл живописи».
Выразить в цвете и ритмике форм восприятие музыки, дано немногим. В этом смысле, Корольчук принадлежит к числу избранных. Его акварели «Первая скрипка», «Барабанщик», «Джаз-дуэт» воплощают суть современной музыки. В «Первой скрипке» художник погружается в неодолимые потоки страсти, льющиеся водопадом, рожденные тонким смычком скрипача. «Барабанщик» ударами по натянутой коже обрушивает и смещает привычный предметный мир, в ритмических изломах которого возникает новое единство. «Джаз-дуэт» погружает в своеобразную мелодическую медитацию, в которой сливаются мягкие, «золотые» звучания саксофона и голоса певицы. Во всех 3-х музыкальных акварелях есть общее — слитность потоков цвета и ритмов, намеченных движений от задумчиво-плавных до раскатисто-громовых. В этих работах художник добивается единства образа музыканта и музыки им творимой.
Холст «Small orchestra» исполнен в сложной композиционной форме. Цветовой фокус картины отмечен ярко-алым платьем певицы, занимающим среднюю часть вертикали холста, и общей устремленностью к ней оркестрантов: виолончелиста, оттененного белым фоном, и погруженную в полутьму фигуру гитариста, перед которым распахнуты светящиеся нотные листы. Центральная часть композиции отмечена совершенно определенной замкнутостью, усиленной геометрическими пятнами, выведенными в общее колористическое поле за пределы сюжетной группы. В маленьком оркестре художник пользуется утонченными приемами сопоставления и контраста деталей, заставляя вглядываться в глубину произведения и, как бы вслушиваться в согласованные звучания таких разных инструментов.
Утонченною музыкальностью наполнены картины «Утро» и «Пряжа». Мать расчесывает волосы дочери. Ее движения преисполнены плавности и нежности. Картина воспринимается не просто как сцена утреннего туалета, в ней есть музыка любования. Кажется, что мать, расчесывая гребнем золотые волосы, настраивает струны жизни и прозрачной радости. Движения материнской руки перекликаются со светлыми переливами утреннего неба, пронизанными скрытыми лучами солнца. Волна прядей волос дочери вторит световым потокам нарождающегося дня.
Просветленная лирическая тональность окутывает фигуры двух молодых женщин — прях («Пряжа»), превращающих потоки света в прозрачные нити будущей узорной ткани. Картина отмечена гармоничностью композиции и создает впечатление тихо льющейся мелодии.
Звучание музыки запечатлено в двух родственных по композиции акварелях — «Девочка с птицей» и «Голос моря». В них для передачи вибраций вселенской музыки художник использует другой прием. Это состояние вслушивания в пение посланницы небес — певчей птицы и морской раковины — хранительницы тайн глубин водной стихии. Колорит этих звучаний утонченно запечатлен в чертах лица моделей.
Одна из самых древних и волнующих тем искусства и особенно изобразительного — тема Ангела — посланника неба. Их образы запечатлены еще в античные времена. Они помогали героям победить врагов, завоевать любовь, облегчать судьбу, преодолевать страдания. Космическое значение образа ангела восходит к библейско-евангельским сказаниям. Они предвосхищают события в личной жизни человека, в природе. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. В христианских храмах мы видим изображения ангелов на иконах и в росписях. Это небесные существа, наделенные особыми свойствами. Некоторые изображения ангелов потрясают своей силой и красотой, например, «Ангел Златые власа».
В творчестве Андрея Корольчука — это одна из сокровенных тем. Образ ангела используется художником для выражения явлений природы, в частности смены времен года. Так бронзовый «Осенний ангел», крыло которого высветлено, подчеркнуто радужным потоком, неспешно плывет и ведет за собой осень в буре многоцветной листвы. Звуки его трубы порождают колористический всплеск родственный звучанию большого симфонического оркестра. В ином музыкально-колористическом ключе решен пейзаж «Мелодия». Почти бесплотная фигура ангела уводит за собой осень, символ которой — горящее золотом дерево-свеча. Мелодия, предвещающая зиму, выражена в живописных пластах-потоках сине-голубого и розоватого цвета, написанных по диагонали, что придает композиции ощущение пространственности.
Несомненно, холст «Три ангела» навеян библейским сюжетом о явлении Троицы. Фронтальная композиция и манера живописи идут от иконописи. Преобладание сине-голубого и белого цвета подчеркивает их небесную сущность, светоносность и духовную значимость этих неземных существ. Рожденные горним светом, фигуры воспринимаются в неделимом триединстве.
Холст «Три фигуры» наполнен загадочностью, он вызывает ощущение тихого музыкального танца, в котором преобладает парение, выявленное размахом бело-голубых крыл. Используя в колорите «Трех ангелов» семицветие радуги, художник создал живописно-музыкальное произведение.
Колористически и композиционно образ ангела проступает в остановленном трепетном полете птиц в акварелях «Птицы» и «Крылья», запечатлевших вселенское мгновение формирования радуги из хаоса многоцветного полета.
В творческой философии Корольчука, воплощенной в его живописи, доминирующее значение имеет картина «Держащий радугу». Средоточие композиции — фигура ангела, как воплощение Всевышнего, возникшая из небесной сферы. Его распахнутые руки-крылья придают фигуре очертание креста, осеняющего и защищающего все сущее на земле. Фигура ангела исполнена неколебимой силы. Он держит радугу, как свод арки в небесные миры, как предвещание всечеловеческой радости. Неслучайно, радуга в библейском толковании является символом радости и надежды. «Держащий радугу» — мистическое и пророческое видение художника, по сути своей совпадающее с мыслью религиозного философа Евгения Трубецкого. «В этом видении есть не внешнее только, а внутреннее мистическое откровение, которое непосредственно окрыляет душу; это — нечто большее, чем победа света над тьмой. Радуга радует как живой образ всеединства, в котором небо и земля сочетаются в неразрывное целое». Эту целостность художник подтверждает красками земных пейзажей, повторяющих колористическую палитру радуги.
Мне хочется сказать, что Корольчуку свойственна религиозная настроенность. Она требует от художника глубины и чистоты чувства и поэтому лишена декларативности и преисполнена верой в бесконечность божественного творения.
В пещере-коконе света изображена лежащая Богоматерь с младенцем («Рождество»). Традиционный рождественский сюжет трактован художником в самостоятельном композиционном решении. Космичность события передана цветовыми волнами, окружающими пещеру, и растворяющимися во вселенских пространствах. Пламя свечи, наполняющее пещеру теплом и светом, свидетельствует о средоточии здесь всех духовных сил жизни. Отражение этого горнего света наполняет трепетную душу художника («Душа»), этот же свет освещает путь уходящего из земного бытия («Уходящий»). Живописное полотно «Отец, не уходи» дает художническое толкование мгновения вознесения души в прозрачных световых потоках в горний миры. «Отец, не уходи» — это живописная молитва.
Символичность явственно выражена в исключительных по силе образности работах «Отцовство» и «Дочки-матери». В первой запечатлено не только радостное удивление отца, в его могучем телосложении воплощена вселенская божественная сила, имя которой — любовь. В работе «Дочки-матери» передана непрерывность человеческого рода, идущая от изначального созидательного посыла Творца.
Творческие искания композиционных и колористических решений Андрея Корольчука коренятся в его органическом восприятии древней иконописи. Они служат подтверждением связи искусства с разумом и мудростью, выраженной в красоте художественных творений.

Абрам Раскин
искусствовед,
Заслуженный деятель искусств России


КОНТАКТЫ

ПРЕДЫДУЩАЯ

ГЛАВНАЯ